Скульптор памятника Афанасию и Феодосию рассказал историю создания фигур

8 декабря 2017, 16:36
Культура, Общество
vodohod.com

Героев памятника не зря путают с Кириллом и Мефодием. Спустя 20 лет после установки бронзовых основателей Череповца питерский скульптор Алексей Архипов поставил своих Кирилла и Мефодия в Греции. В Череповце началась его серия православных святых.

Девятого декабря православные отмечают день памяти преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. В субботу пройдет божественная литургия в кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия, а также концерт (6+) в Камерном театре с участием ведущих музыкальных коллективов Череповца.

За этими торжествами, возможно, вспомнят и о 25-летии памятника Афанасию и Феодосию у Соборной горки. В конце октября 1992 года, когда он устанавливался, это был один из первых в молодой России монументов священнослужителям. Автор памятника скульптор Алексей Архипов, который над образами святых раньше тоже не работал, вскоре после этого уехал в США, но не выдержал за океаном и года. А вернувшись, продолжил эту линию. Также известны его светские скульптуры, например памятник актеру Илье Олейникову на его могиле и орел на крыше питерского Дома книги, что на Невском проспекте.

— С чего для вас начался памятник Афанасию и Феодосию?

— С предложения архитектора Александра Ковнатора, который родом из Череповца, поучаствовать в этом проекте. Начало 90-х, работы мало. Я особенно не раздумывал, сразу согласился. У скульпторов вообще не принято сомневаться, когда заказ есть. Да еще в такие, повторюсь, непростые времена.

— Не удивили вас герои будущей скульптуры?

— Нет, не удивили, скорее обрадовали. Поначалу даже не верилось, что все это состоится и памятник будет установлен. Деньги были, прямо скажем, небольшие. Помню, что с трудом хватило на формовку и литье, а зарплата получилась невеликая. Жалко, что не получилось поднять фигуры на постамент, как было запланировано. Вы об этом не знали? Да, у архитектора был запланирован холм под Афанасием и Феодосием. Точнее, полукруглая горка мощеная. Тогда они взмыли бы вверх и совсем иначе заиграла бы та стеночка, которая их окружает. А так фигуры немного просели с архитектурной точки зрения. Я давно не был в Череповце, но, когда вспоминаю об этой работе, чувствую свою вину, что не настояли на этом холмике. Но помнится, сроки поджимали, юбилей какой-то был (150-летие художника Василия Верещагина. — Авт).

— Портретов Афанасия и Феодосия не сохранилось, а иконы не дают четкого понимания, как они выглядели. Откуда вы взяли эти лица?

— В таких случаях скульптор читает молитву и ждет указаний свыше. И образы приходят. Не сразу, а через какое-то время. Художник, по сути дела, проводник между богом и людьми. Любая работа, направленная на добро, делается с божьей помощью. Не забываю я и о том, что в моем роду по отцовской линии было много священников. Конечно, готовясь к работе над образами Афанасия и Феодосия, я знакомился с различными историческими материалами, смотрел иконы. Этот череповецкий памятник стал для меня первым в череде скульптур русских священников. Я потому и в Америке жить не смог, куда уехал в середине 90-х годов работать с Михаилом Шемякиным. Потому что все мои помыслы направлены на русскую культуру.

— В Череповце основателей города с вашего памятника нередко путают с Кириллом и Мефодием…

— Это от недостаточной образованности. Как же это можно? К слову, мой памятник Кириллу и Мефодию несколько лет назад установили в Греции, в городе Салоники.

— И эти два памятника, греческий и череповецкий, очень похожи. Насколько по фотографии можно судить…

— Да, вы так считаете? Мне так не кажется. Сейчас я бы сделал фигуры Афанасия и Феодосия иначе, более духовными и менее реалистичными. Они получились слишком материальными, как мне представляется. Их нужно было вытянуть, более интересно разместить в пространстве. Фигуры Кирилла и Мефодия получились более интересными, мне так кажется. Но я рад, что памятник в Череповце стоит и радует людей. Кстати, у меня замечательный Игорь Северянин сделан. Он там настоящий король поэтов — гордо поднятая голова, руки на груди, читает стихи. Череповцу не нужен?

Афанасий и Феодосий: предания и молитвы

Афанасий (по прозванию Железный Посох) и Феодосий, ученики преподобного Сергия Радонежского, поселились в дремучих лесах Новгородского края, желая уединенного монашеского жития. Там они поставили церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. Мощи преподобных Афанасия и Феодосия почивают в Череповце под спудом Воскресенского собора. На сайте собора Афанасия и Феодосия можно прочитать предания об их жизни и молитвы преподобным.

Сергей Виноградов

Другие новости рубрики «Культура»

19 июля 2018, 9:44
Колокольню Софийского собора в Вологде закроют для посещений В четверг 19 июля у вологжан последняя возможность увидеть закат со смотровой площадки колокольни.
17 июля 2018, 12:48
Выставка картин Верещагина открылась в Череповце Три подлинника из Наполеоновской серии прибыли в город на прошлой неделе.
16 июля 2018, 15:21
Фольклорный фестиваль «Деревня — душа России» пройдет в Кичменгском Городке в начале августа Сроки проведения фестиваля совпадут с празднованием юбилея села.
16 июля 2018, 13:44
На Вологодчину приедет «Музыкальная экспозиция» Фестиваль проедет про маршруту Вологда — Кириллов — Тотьма — Никольск — Великий Устюг — Бабаево — Череповец с 25 июля по 3 августа.
16 июля 2018, 12:39
Встреча в память о поэте и журналисте Леониде Беляеве пройдёт в Белозерске Воспоминаниями о нём поделятся друзья и земляки.
15 июля 2018, 18:18
Уникальные керамические музыкальные инструменты делает народный мастер России в Кириллове А начиналось увлечение Марины Васильевой керамическими музыкальными инструментами с самых простых детских свистулек.

Другие статьи рубрики «Культура»

Другие статьи рубрики «Общество»

Лента новостей
Rambler's Top100