Череповецкий инженер предложил варианты, как «разгрузить» Октябрьский мост

5 ноября 2017, 18:54
Строительство

В 1967 году молодой инженер-конструктор Лев Делюсто, тогда еще студент-заочник Ленинградского кораблестроительного института, самостоятельно изучавший зарубежный опыт мостостроения, вдохновился Золотыми Воротами Сан-Франциско. И создал макет подобного моста, предложив возвести его в створе улицы Сталеваров. Но 50 лет назад инициатива молодого конструктора не была принята. Сейчас, когда ожидается строительство второго моста через Шексну, у Делюсто есть еще одно предложение. Подробности — в материале «Голоса…».

Генплан коту под хвост

В середине 60-х, когда в городе было около 130 тысяч жителей, уже назрела острая потребность в мосте через реку Шексну.

— В те годы я с другими грибниками часто пересекал реку на лодках частников, — вспоминает Лев Георгиевич, — билет в оба конца стоил 20 копеек. Уже тогда люди на пароме во время переправы поговаривали, что неплохо было бы Череповцу иметь мост: город ударными темпами строился, возникали новые улицы, появился и расширялся металлургический завод. Я загорелся идеей дать городу этот мост.

На заседании градостроительного совета в горисполкоме Череповца в марте 1967 года был утвержден генплан развития города. В нем было заложено строительство трех мостов через реку Шексну к 2020 году, а также предполагалось, что к 2000-му в порту пяти морей будут проживать 800 000 жителей.

— Чтобы осуществить свою идею, я стал изучать мостостроение за рубежом, — продолжает инженер. — Всего существует три основных вида мостов — висячие, вантовые и понтонные. Я обнаружил, что в мире чаще строятся понтонные и висячие мосты. А увидев знаменитейший висячий мост Золотые Ворота в Сан-Франциско, с длиной пролета 1 280 метров и высотой пилонов 227 метров, я подумал, как было бы прекрасно построить подобный в родном Череповце. Какой бы красоты был этот мост!

На рассмотрение комиссии ЧМЗ помимо проекта Делюсто были представлены варианты и железобетонных, и стальных сооружений, но выбор был сделан в пользу вантового моста с одним пилоном и двумя пролетами. В 1969 году забили первую сваю, 5 ноября 1979 года началась эксплуатация, а официальное открытие было в декабре 1981 года. Так в городе появился Октябрьский мост, ныне — визитная карточка города. Но второй и третий мосты, утвержденные генпланом, появляться в городе не спешили.

— Что мы имеем сегодня? — спрашивает Делюсто. — Один мост, и ему уже 38 лет. При этом нагрузка на мост возросла на 180 %, а к 2020 году возрастет до 200 %.

Что с Октябрьским?

По словам Льва Георгиевича, идет старение моста, это естественный процесс. Но ведь наш мост — исторический, первый вантовый мост в России как-никак. А главное, он имеет стратегическое значение: это единственная автотранспортная артерия, соединяющая Зашекснинский район с остальным городом.

— У властей, конечно, есть программы ремонта Октябрьского моста, но я считаю, что нужен капитальный ремонт главных балок и опор. Балки металлические, они ржавеют, постепенно разрушаются ж/б опоры эстакады моста и дорожное полотно. Прочность и несущая способность элементов конструкции снижается. Ванты (тросы) также ржавеют, примерно на 0,03 — 0,05 мм в год. Наступает так называемая усталость металла.

Весь город помнит, как в 2015 году в металлической балке моста была обнаружена трещина, потребовавшая ремонта. К счастью, найденное конструктивное решение позволило залатать прореху и вернуть сооружению требуемую жесткость. Лев Георгиевич считает, что если на конструкции появилась одна трещина, то лишь вопрос времени, когда внезапно появятся очередные.

По расчетам Делюсто, произведенным с использованием методики расчета ресурса остаточной долговечности мостов, предложенной А.И. Васильевым, д. т. н. МАДИ (он принимал участие в оценке надежности моста в 2015 году), у Октябрьского моста в нынешнем состоянии есть ресурс, простоять безаварийно он может без капремонта еще несколько лет. Но риск в отношении надежности элементов конструкции имеется уже сейчас, и с годами он возрастает.

Открытие нового моста в створе улицы Архангельской, тоже вантового, запланировано на 2022 — 2023 гг.

— А если он не будет введен в эксплуатацию в срок? — задается вопросом Лев Делюсто. — Ведь даже если состояние Октябрьского будет удовлетворительным, к тому времени численность населения, а соответственно, и нагрузка на мост увеличатся. Все равно без капремонта не обойтись. А капремонт — это остановка движения. И что получается? Опять город с одним мостом через Шексну на какое-то время останется?

Караваны по Шексне

Лев Георгиевич предлагает выход — в виде запатентованного им проекта самоходного понтонного моста в створе улицы М. Горького. 300-метровый шлюз позволит отвести понтонный мост на расстояние, достаточное для освобождения фарватера и пропуска караванов судов. Для этого, правда, будут необходимы 15-минутные остановки движения по нему. По словам автора идеи, такой мост значительно дешевле вантового и возводится он быстрее.

— У Шексны есть особенность: ее уровень относительно берега в течение года изменяется примерно на 3 метра. Обычный понтонный мост в таких условиях строить нельзя — он провиснет, — рассказывает инженер. — Но у меня есть конструктивное решение этой проблемы. В моем проекте применена частично современная американская технология для понтонного моста, согласно которой при любом уровне воды мост находится на постоянном уровне относительно берега. Каким образом? Внутри понтонов установлены насосы, которые либо закачивают, либо выкачивают воду из них. Насосы управляются датчиками, контролирующими уровень воды в реке.

По словам Делюсто, этот понтонный мост не станет полноценной заменой символа города, а лишь даст возможность его капитально отремонтировать. После введения в эксплуатацию «Архангельского» и капремонта Октябрьского понтонный мост можно перенести выше по течению — в район переправы Юрьевец — Борисово. Это позволит пустить поток транзитных грузовых машин в обход города, снижая нагрузку на городские мосты.

Подвесить символ города

Кроме того, у Льва Георгиевича есть еще одна идея касательно капремонта Октябрьского моста.

— Я предлагаю модернизировать его на 200-метровом участке от начала на улице Сталеваров до А-образного пилона, — объясняет изобретатель. — Пилон нужно оставить, но убрать сгнившие ванты, а мост сделать висячим на двух канатах толщиной примерно 300 мм, которые примут всю нагрузку. С другой стороны пилона, чтобы избежать опрокидывания, сделать две распорки, укрепленные на ж/б опорах за пределами дорожного полотна моста. Такие сооружения уже есть. Например, современный 1500-метровый мост через Босфор в Стамбуле, открытый в 2012 году, — висячий. Бруклинский мост, Золотые Ворота, мост Джорджа Вашингтона — какой известный мост ни возьми, все висячие. А сейчас мир переходит на строительство понтонных мостов в городах.

На территории России на данный момент ни одного широкого понтонного городского моста нет.

— Почему мы применяем одну и ту же технологию уже 50 лет? — сокрушается инженер. — Игнорируем опыт, который давно и успешно наработан в остальном мире. У нас только ванты и ванты…

Все свои предлагаемые конструктивные решения Лев Георгиевич считает просто идеями, которые он должен озвучить и донести до людей. Выносить окончательное решение, по его мнению, должны власти.

Александр Паутов

Другие новости рубрики «Строительство»

Другие статьи рубрики «Строительство»

Лента новостей
Rambler's Top100