«Без агрессии человечество не смогло бы развиваться»

В течение января в разных городах России были зарегистрированы случаи нападения школьников на сверстников и учителей. Пострадали десятки людей. Можно ли расценивать эти всплески подростковой жестокости как точечные примеры или они отражают общее психологическое состояние подрастающего поколения? Какую роль в этих процессах играет Интернет и чем может обернуться пассивная позиция родителей в процессе воспитания детей — об этом «Голос Череповца» поговорил с врачом-психиатром Юрием Афанасьевым, директором АНО «Центр информационной безопасности в сети Интернет «Защита».

— Юрий Валентинович, какой смысл вы вкладываете в понятие «агрессия»?

— Начну с того, что об агрессии обычно много говорят, но не в том русле. Часто приходится слышать призывы искоренить/убрать агрессию. Такая постановка вопроса как минимум некорректна. Убрать агрессию нам не удастся, поскольку она является составляющей большинства базовых инстинктов. Более того, без агрессии человечество не смогло бы развиваться.

— Даже так?

— Именно. К примеру, в животном мире агрессия присутствует в материнском инстинкте. Попробуйте забрать у матери ее детеныша! То есть получается, что агрессия, деструктивное по сути начало, служит для важной функции защиты потомства. Агрессия заложена и в инстинкте самосохранения, в честолюбии, есть такое понятие, как «спортивная злость». Но у животных агрессия допустима как форма поведения, а человек, как существо социальное, должен ее контролировать. Поэтому нужно стремиться не к искоренению агрессии, а к перенаправлению в другое русло, важно трансформировать отрицательную энергию в позитивно-созидательную.

— Насколько, на ваш взгляд, обществу присуще осуждение агрессии?

— В обществе всегда существовали «плохие» и «хорошие» парни. В детстве родители выставляют табу, которые помогают регулировать поведение ребенка в социуме: «драться нельзя», «кусаться нельзя» и т. д. Но в подростковом возрасте эти установки подвергаются жестоким испытаниям. Безусловно, сказываются и изменения, которые произошли в нашем обществе. В 90-е годы, после развала Советского Союза, образ комсомольца-отличника уступил место образу бандита. Ореолом романтики оказался окружен хулиган, который доказывал правду с помощью противоправных действий, насилия. Этот стереотип романтического бандитизма укрепился в головах детей 90-х, а сегодня они стали родителями. Я работаю с воспитанниками детских садов, общаюсь с их мамами и папами. И прихожу к выводу, что многие сегодняшние родители учат своих детей не искать конструктивные пути решения конфликта, а давать сдачи, то есть проявлять жестокость.

— Играют ли роль в проявлении жестокости у подростков возрастные особенности?

— Я бы прежде всего отметил такую особенность подросткового возраста, как необходимость самоутверждения. В Сети есть откровенно криминальные сообщества арестантской тематики. Существуют группы деструктивного поведения, к которому можно отнести «зацепинг» (когда дети ездят на общественном транспорте, цепляясь к нему снаружи, — прим. авт.), экстремальные селфи. Но для выплеска агрессии через активные деструктивные действия необходима сила духа и характер. Подростки, неспособные к этому, могут самоутверждаться через троллинг, то есть травлю, унижение, оскорбление других интернет-пользователей. Идем дальше. Большинству подростков присуща заниженная самооценка, перепады настроения, нарушение психологического равновесия. Из-за этого ими легче манипулировать. Определенный контент в Интернете направлен на воспитание не агрессии, но ее составляющей — жестокости. Вспомним классику — фильм «Чучело», где целый класс сплотился в травле новенькой девочки. При этом дети даже не понимали, насколько они жестоки.

— Получается, что подросткам предыдущих поколений также была свойственна жестокость?

— Да, но между системами воспитания детей того времени и современного подрастающего поколения целая пропасть. Сейчас эта система зачастую вообще отсутствует. Воспитание взяли на себя различные интернет-группы, прививающие культ жестокости. Идет подмена понятий: жестокость подается не для самозащиты, а для самоутверждения. Она преподносится как данность, черта характера. А затем путем манипуляций, зомбирования, кураторства эту жестокость можно направить либо на семью, либо на школу. Как воспитывается жестокость? Первая задача — снизить чувствительность. На что, к примеру, рассчитано огромное количество групп с суицидальным контентом? Через самоповреждения снизить эмоционально-волевой барьер неприятия жестокости. Когда ребенку демонстрируются порезы рук, поначалу это вызывает у него негативные ощущения, срабатывает внутренний барьер самосохранения. Но если показывать эти картинки постоянно (опять же с романтизацией суицида), подросток к ним привыкает. Сегодня он режет себе руку, а завтра может нанести рану другому человеку и, видя кровь, не будет испытывать никаких сожалений.

— Какой еще интернет-контент способствует проявлению жестокости?

— Зоосадизм. Таких групп в Сети также предостаточно. Зоосадизм наряду с пироманией и энурезом входит в «триаду Макдональда» — набор из трех поведенческих характеристик, связанных с предрасположенностью к совершению особо жестоких преступлений. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что большинство серийных убийц в детстве истязали животных. Более того, чаще всего маньяки убивали своих жертв тем же способом, которым умерщвляли животных. Тот же битцевский маньяк начинал с того, что забивал молотком птиц и крыс, а потом переключился на женщин.

Группы по зоосадизму опасны тем, что могут пробудить негативные инстинкты, дремавшие в человеке. При отсутствии должного воспитания и внутренних барьеров это может привести к трагическим последствиям. Современные дети активно осваивают Интернет в возрасте от 8 до 12 лет. И к 14 годам для них становится нормой решать свои проблемы с помощью жестоких методов. Возьмем последние случаи проявления жестокости в школьной субкультуре: в комментариях подростков по этому поводу нет единого осуждающего мнения. Многие школьники считают действия напавших на одноклассников молодых людей допустимыми!

— Насколько велика роль взрослых? Как нам оградить ребенка от негативного воздействия Интернета?

— Я бы сформулировал глобальную задачу, которая стоит перед всеми нами: вернуть в общество христианские ценности. Нужно восстанавливать систему воспитания, в том числе и через школьную программу путем подбора специальной литературы, введения регулярных занятий по информационной безопасности. Наконец, самое важное. Семья всегда несла воспитательную функцию. К сожалению, сегодня многие родители проявляют безразличие к детям, их поведению в виртуальной реальности, ссылаются на тотальную занятость на работе, предпочитают проводить досуг не с ребенком, а в социальных сетях. Я всегда говорю взрослым: «Если вы не хотите заниматься воспитанием собственного ребенка, Интернет это сделает за вас».

Марина Алексеева

Другие статьи рубрики «Здоровье»

Другие статьи рубрики «Общество»

Другие новости рубрики «Здоровье»

Сегодня, 11:56
Ускоритель для лечения онкологии отремонтировали в Череповце Оборудование вышло из строя в октябре 2016 года
17 мая 2018, 11:25
Череповецкие врачи рекомендуют семьям с детьми до 3 лет не уезжать отдыхать на юг В этом возрасте, считают специалисты, самый безопасный отдых — в климатической зоне своего региона.
16 мая 2018, 15:13
Роспотребнадзор сообщил о более 2,5 тысяч вологжан, пострадавших от клещей Более половины обратившихся в медучреждения поймали клещей на дачах.
11 мая 2018, 15:40
Около 400 клещей оказались заражены различными инфекциями на Вологодчине К медикам по поводу присасывания клещей уже обратились больше 1100 вологжан, из них 380 — дети в возрасте до 17 лет.
9 мая 2018, 14:49
Количество пострадавших от клещей превышает прошлогодние показатели на Вологодчине Эпидемиологи предупреждают, что клещи активизировались.
9 мая 2018, 11:31
Несколько медучреждений объединят в Череповце Реорганизация будет проведена в этом году и в 2019.

Другие новости рубрики «Общество»

Лента новостей
Rambler's Top100