Вокзал: сарай или памятник?

В этом номере мы продолжаем серию публикаций «Речь» — место для дискуссий», приуроченную к отмечаемому в 2017 году 240-летию Череповца. Юбилею, к которому наш город мог прийти таким, что никто и не поверил бы в его богатую историю.

Сегодняшний облик Череповца, несмотря на все недостатки, вбирает в себя вехи разных исторических эпох, но сохранить его таковым удалось не без труда. Мы не можем похвастаться, как иные города, обилием архитектурных памятников, но могло оказаться так, что хвастаться было бы нечем вообще. Городская газета «Коммунист», позже преобразованная в «Речь», стала той площадкой, где активные общественники, представители властей, простые горожане вступали в дискуссии, пытаясь отстоять право города на сохранение своей истории. В этой рубрике мы пытаемся обратить внимание читателей на важность тех споров. Предыдущую публикацию — о том, как горожане-энтузиасты, объединившиеся в неформальное движение «Культурный фронт», выступали против сноса старых зданий в историческом центре Череповца, — читайте в номере «Речи» от 4 октября.

Молодые поколения череповчан, наверное, и не помнят тех ржавых металлических ангаров на привокзальной площади, которые долгое время выполняли функции «железнодорожной гавани». Да и старшие постарались забыть о них, что называется, перекрестившись.

Клинический диагноз

Череповец стал железнодорожной станцией в 1905 го-ду после постройки дороги Санкт-Петербург — Вятка. Одновременно город обрел одноэтажное здание вокзала, возведенное по типовому проекту того времени.

Тогда оно было рассчитано на обслуживание 12-тысячного города, однако строительство индустриальных гигантов увеличило население Череповца в десятки раз, и вокзал не справлялся с нагрузкой. К тому же сильно обветшал.

У МПС руки до него дошли только в 1980-х. Институт Челябжелдорпроект подготовил проект нового здания; нашлись наконец и средства на его реализацию.

19 сентября 1987 года в газете «Коммунист» выходит публикация, положившая начало одной из главных баталий касательно сохранения культурно-исторического наследия Череповца.

Сообщалось, что исполком городского Совета народных депутатов большинством голосов высказался за снос старого здания вокзала и строительство на его месте нового. Был опубликован и эскиз будущей постройки.

Новый пассажирский комплекс, рассчитанный на 1 200 пассажиров, состоял из двух корпусов — главного трехэтажного и вспомогательного девятиэтажного в виде вертикального акцента на привокзальной площади. В отделке помещений предлагалось использовать мрамор, алюминий и гранит. Приступить к строительству намеревались в 1989 году.

Видимо, предвидя будущие возражения, эскиз подкрепили актом экспертизы технического состояния старого здания. Текст больше напоминал историю болезни безнадежного пациента. Здание вросло в землю, нарушилась гидроизоляция цокольной части, грунты в основании сильно обводнены, раствор в кладке фундамента частично разрушился, стены напитаны влагой на всю высоту, гниют стропила, часть стены со стороны перрона вот-вот обрушится.

Вердикт комиссии: аварийное здание непригодно как к дальнейшей эксплуатации, так и к реставрации.

«Башня» против «сарая»

1 ноября 1987 года в «Коммунисте» была напечатана первая подборка откликов об эскизном проекте. Затем таких подборок вышло еще несколько. Новый вокзал мало кого устроил.

«Сооружение напоминает заводские и производственные корпуса, а силуэт девятиэтажного акцента, наверное, подсмотрен у пожарной башни, которая стоит возле старого рынка на ул. Ленина», — пишет читатель С. Медоев, имея в виду, разумеется, водонапорную башню.

Против высотности здания выступил и общественный корреспондент газеты Кирилл Кренделев:

«Череповец — не узловая станция, транзитных пассажиров здесь немного и никогда не будет в избытке».

Впрочем, писали по большей части совсем не о самом проекте. Судьба одного старого здания стала поводом для обмена мнениями о памятниках истории и архитектуры вообще.

«Уничтожение памятников способствует размыванию чувства патриотизма, что куда сильнее, чем финансовые расходы на ремонт и реставрацию старых зданий, в том числе и вокзала», — гласит письмо, подписанное 28 череповчанами.
«Что в нем ценного, исторического? Шедевр? Каменный сарай с печными трубами», — не согласен В. Эйсмонт.
«Вокзал нужно сохранить, — пишет в газету семья Черновых. — Пусть здание не связано с какими-то необыкновенно значимыми событиями, но оно само по себе — памятник прошлого. Архитектурные памятники — редкость в Череповце. И никакие бетонные сооружения не восполнят утрату свидетелей давних лет».

Были и призывы вспомнить об экономической целесообразности сохранения ветхих зданий, уж тем более «в канун перехода коллективов предприятий и объединений на самофинансирование»: «Экономика отрезвляет человека, попавшего в плен беспочвенных фантазий».

Раскол в рядах

Такое привычное для истории нашей страны явление, как раскол в рядах интеллигенции, в Череповце выпукло проявилось как раз в споре о судьбе вокзала.

Вологодская писательская организация настаивала, что это, может, и не архитектурный памятник, но памятник истории, связанный с рождением Северной Магнитки: «Через это небольшое здание прошли многие десятки тысяч людей, которые по призыву партии строили один из крупнейших в стране индустриальных центров. С этого здания началась их жизнь, их героическая биография».

Такая апелляция вызвала возмущение со стороны оппонентов. Писателей обвиняли в использовании запрещенных приемов или едко иронизировали: «Если идти таким путем, то надо признать ценными памятниками общежития, магазины и столовые, где они (строители металлургического завода. — А. С.) жили и питались».

«Эскиз нового вокзала с его девятиэтажным, пусть и из мрамора, очень тяжелым блоком, напоминающим водонапорную башню, нужно рассматривать как наш позор, который мы должны отвести от города», — уверяли горожане — члены Союза художников, в том числе известный череповецкий скульптор Александр Шебунин.

А вот его коллега, заслуженный художник РСФСР Алексей Щепелкин (автор множества работ — от мемориала боевой славы на воинском кладбище до скульптуры «Ассоль» у бывшего ресторана «Фрегат»), был противоположного мнения.

«Пассажиров встречает вокзалишко (типовое здание) заштатного городка, каким и был когда-то Череповец в пору его постройки. Говорят, что это памятник, вроде истории. Но, простите, какой? Истории отсталой России, истории захолустья?» — спрашивает Щепелкин в заметке под говорящим названием «Разве это Парфенон?».

Единства не было и в писательской среде. Член Союза писателей СССР Александр Хачатрян, будучи одновременно профессиональным строителем, подробно объяснял, почему здание обречено:

«Сам вокзал, пути, площадь — на линзе плывунов с резко переменной глубиной».

Но основной аргумент Хачатряна против сохранения постройки был таким:

«Всем, кто хочет помочь, да не знает чем и как, могу дать грубый совет: сушите сухари, чтобы носить передачи начальнику станции и главному инженеру, это они будут сидеть в тюрьме… если фасадом вокзала зашибет людей».

Генерал и папаха

Доводы самих железнодорожников совпадали с мнением литератора.

«Какие же удобства мы, работники вокзала, можем предложить пассажиру? — риторически вопрошает коллектив станции Череповец (38 подписей). — Тесноту и обиду. Духоту и отсутствие минимальных санитарных нужд. А кроме того, возможность оказаться под обрушившимся перекрытием».

Почетный железнодорожник А. Мельников, который 15 лет проработал начальником вокзала, с горечью констатирует:

«Мне… трудно примириться с тем, что здание вокзала будет снесено, и тем не менее я считаю, на это надо пойти».

Впрочем, от истории автор призывает не отмахиваться, вспоминая эпизод:

«При замене печного отопления вокзала обсуждался вопрос о сносе вытяжных труб с крыши. Один из товарищей тогда заявил: «Убрать трубы с крыши вокзала — все равно что снять папаху с генерала. Уберете трубы, и здание вокзала покажется приплюснутым к земле».

Идеи

Как водится, среди сугубо эмоциональных выступлений отыскивались и конкретные предложения.

В одном из писем предлагалось изыскать для нового строительства другую, менее тесную площадку:

«Такой площадкой может быть, например, территория на противоположной стороне (от вокзала) путей, примыкающая к Кирилловскому шоссе… А старое здание еще послужит до возведения нового».
«А если построить новое здание вокзала на базе зареченской платформы? — задается вопросом читательница В. Беленцова. — Рано или поздно здесь все равно придется возводить какое-то укрытие. Так не лучше ли и сделать одну фундаментальную постройку вместо двух, да еще с поломкой старой?»

У идеи перенести вокзал в Заречье оказалось много сторонников. И. Филиппов, к примеру, напоминает, что прогнозируемый на тот момент рост населения Череповца — 450 тысяч человек. При этом Заречье — самый густонаселенный район города, и логичнее было бы приблизить вокзал к пассажирам.

Самую смелую идею высказал учитель художественной школы Д. Капустин: построить новое здание над старым, а последнее — реставрировать:

«Легкая конструкция большого зала закроет, как крыша, старое здание. Применить новые отделочные материалы. Здание зала поддерживается четырьмя колоннами, их может быть и восемь».

Консервация

На этом дискуссия с газетных страниц ушла, но, как показали дальнейшие события, не закончилась в принципе.

29 апреля 1988 года в «Коммунисте» появился краткий отчет с очередной сессии горсовета. Вкратце, помимо других вопросов вроде реализации актуальнейшей на тот момент продовольственной программы, было отмечено, что депутаты обсудили и ситуацию с вокзалом, решив:

«В связи с аварийным состоянием существующего здания… считать целесообразным строительство нового железнодорожного вокзала осуществлять со сносом пришедшего в аварийное состояние существующего пассажирского корпуса».

Уже в ноябре, выступая на городской партконференции, скульптор Александр Шебунин заявил, что городской совет, по сути, проигнорировал решение госорганов о придании зданию вокзала статуса памятника, хотя перед голосованием от инициативной группы было зачитано соответствующее охранное постановление.

Далее перечить Министерству культуры, однако, городские власти не решились.

В декабре 1990 года на заседании градостроительного совета старое здание вокзала, признанное памятником архитектуры республиканского значения, было решено реставрировать, пристроив к нему новый двухэтажный корпус. Это раз.

Летом 1991-го градсовет наконец-то определился с тем, где именно возводить пристройку: на привокзальной площади или рядом, по фронту со старым зданием. Выбрали второй вариант. Это, во всех смыслах, два.

Ну а затем произошло еще два знаковых события. Первое — пока решали головоломку, вокзал из-за угрозы жизни пассажиров пришлось закрыть. Его заменили те самые ангары. Второе — перестал существовать СССР. Всем было уже не до вокзалов…

Спасение

Добавим, что еще об одной изюминке нашего вокзала, привлекающей сегодня гостей города, — часовне во имя святителя Николая — за всеми спорами никто не вспомнил, хотя громада нового вокзального здания угрожала сносом и ей.

Но она пережила и революцию, когда в 1919 году железнодорожники открыли в обезглавленной часовне социалистический клуб, и более поздние времена, когда она служила гаражом для трактора. Часовню вновь передали церкви и освятили в ноябре 1991 года, а в 1993-м установили купол с крестом.

Эпопея же с основным зданием продолжалась.

Долго ржавели ангары, долго называли череповецкий вокзал жертвой демократизации и гласности. Лишь в марте 1996 года реконструкция все же началась, и в феврале 1999-го отреставрированное здание приняло первых пассажиров. Стены и внешний облик удалось сохранить. Остальное — фундамент, крыша, вся «начинка» — было новым.

Пристройка с трехэтажной средней частью появилась еще позже — ее возводили с 2004-го по 2008-й. Помешало такое вторжение разве что буфетной палатке да каменному сооружению «туалет типа сортир», всем старожилам памятному своим неповторимым амбре. Главное — новодел не стал «вставной челюстью», органично вписавшись в архитектурный ансамбль.

Известный в наше время блогер-путешественник Андрей Селезов, в прошлом году посетивший Череповец, так написал о новой части вокзала:

«Архитекторы и строители полностью скопировали стиль старого здания, и если бы мне об этом не сказали, то я никогда бы не догадался, что значительная часть вокзала построена всего 8 лет назад».

Время все расставило по своим местам. По итогу оказалось, что грандиозное вокзальное строительство и не требовалось: население города радикально не увеличилось (слава богу, хотя бы не уменьшилось). Да и ездить поездом люди стали реже.

Андрей Савин

Другие статьи рубрики «Строительство»

Другие статьи рубрики «Власть»

Другие статьи рубрики «Общество»

Другие статьи рубрики «Культура»

Другие статьи рубрики «События»

Другие новости рубрики «Строительство»

21 июля 2018, 10:34
Тепличный комплекс в Череповце достроят через год В объект уже вложено около 700 млн рублей из запланированных 2,3 млрд.
18 июля 2018, 19:38
В Вологде выбрали подрядчика для ремонта Октябрьского моста Работы должны начаться до конца июля.
18 июля 2018, 16:56
Кровлю училища искусств отремонтируют в Череповце впервые за 30 лет С тех пор даже проект здания бесследно исчез, что сильно осложнило планирование капремонта.
14 июля 2018, 11:34
В Череповце сносят здание «Киномира» Демонтаж здания кинотеатра, которому уже больше 40 лет начался в городе.
12 июля 2018, 17:42
В Череповце после капремонта откроется современный игровой зал Строители сейчас ровняют и шпаклюют стены.
12 июля 2018, 10:56
В этом году дноуглубительные работы на Сухоне в районе Великого Устюга будут продолжены Технологии разработаны двумя проектными институтами и выполняются по графику

Другие новости рубрики «Власть»

21 июля 2018, 14:43
Губернатор Олег Кувшинников заявил о многомиллионных инвестициях в Междуреченский район Глава региона приехал в Междуреченский район с рабочим визитом
20 июля 2018, 18:18
Новый вид рыбного деликатеса для региона будет производиться в пригороде Череповца Предприятие планирует наладить выпуск рыбоводного оборудования и реализовать для желающих начать свое дело, проект семейной рыботоварной фермы «под ключ».
19 июля 2018, 17:24
Мэр Череповца получила областной почетный знак «За образцовую службу» Награду вручил губернатор Вологодчины Олег Кувшинников.
19 июля 2018, 13:26
До 1 сентября 2019 года свои квартиры получат еще 32 обманутых дольщика Вологодского района Всего с начала года решен вопрос по 4 проблемным объектам, в результате чего восстановлены права 164 пострадавших граждан
18 июля 2018, 15:47
Долгострой Тотемского района инфекционный корпус ЦРБ откроет свои двери для пациентов в ноябре Инфекционное отделение, рассчитанное на 15 коек, состоит из 8 боксированных палат с сантехническим блоком.
13 июля 2018, 10:15
В правительстве Вологодской области задумались о трудоустройстве молодёжи В региональной базе стажировок заявлено более 1100 вакантных рабочих мест от 205 работодателей.

Другие новости рубрики «Общество»

22 июля 2018, 15:15
Сочетание старины и современных технологий: как живёт деревня Веретье под Череповцом Жители деревни помнят, как в 40-ых годах прошлого века появилось искусственное море.
22 июля 2018, 14:18
На череповецких прилавках стали появляться лесные дары Влажная теплая погода поспособствовала грибному и ягодному изобилию, говорят знатоки
22 июля 2018, 9:52
Уже неделю от неприятных запахов страдает половина Вологды Причина зловония до сих пор не установлена.
21 июля 2018, 23:10
В центр Вологды вернут булыжную мостовую Мостовая будет вместо асфальта на Каменном мосту после реставрации.
21 июля 2018, 19:25
В Череповце выпало уже 146 % от месячной нормы осадков 105 мм осадков выпало за две июльских недели при среднемесячной норме 72 мм.
21 июля 2018, 17:29
Поданы документы на канонизацию череповчанки Анны Демидовой, расстрелянной вместе с царской семьёй Останки Анны Демидовой ныне покоятся в соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Другие новости рубрики «Культура»

21 июля 2018, 11:33
В Белозерске хотят поставить мемориал, посвящённый Волгобалту Проект получил положительные оценки в правительстве Вологодской области.
19 июля 2018, 9:44
Колокольню Софийского собора в Вологде закроют для посещений В четверг 19 июля у вологжан последняя возможность увидеть закат со смотровой площадки колокольни.
17 июля 2018, 12:48
Выставка картин Верещагина открылась в Череповце Три подлинника из Наполеоновской серии прибыли в город на прошлой неделе.
16 июля 2018, 15:21
Фольклорный фестиваль «Деревня — душа России» пройдет в Кичменгском Городке в начале августа Сроки проведения фестиваля совпадут с празднованием юбилея села.
16 июля 2018, 13:44
На Вологодчину приедет «Музыкальная экспозиция» Фестиваль проедет про маршруту Вологда — Кириллов — Тотьма — Никольск — Великий Устюг — Бабаево — Череповец с 25 июля по 3 августа.
16 июля 2018, 12:39
Встреча в память о поэте и журналисте Леониде Беляеве пройдёт в Белозерске Воспоминаниями о нём поделятся друзья и земляки.

Другие новости рубрики «События»

20 июля 2018, 12:04
Каждое рабочее место и условия труда должны быть оценены Процедура проведения спецоценки завершена лишь в отношении 48 % рабочих мест Вологодской области.
20 июля 2018, 10:37
В Великом Устюге начинают отмечать день рождения города Праздник посвящён двум круглым историческим датам.
19 июля 2018, 19:21
Лучшие файерщики покажут своё мастерство в Шекснинском районе Фестиваль продлится три дня.
19 июля 2018, 18:25
Великий Устюг отметит 871-ю годовщину города в эти выходные Празднование начнётся уже в пятницу.
18 июля 2018, 12:24
«МегаФон» обеспечил доступность сервисов во время матчей на стадионах на 100% Оператору удалось создать надежную «экосистему» мобильной связи для организаторов, участников и гостей мероприятия.
17 июля 2018, 20:02
Акции в память о расстреле царской семьи прошли в городах России В числе расстрелянных была и уроженка Череповца.
Лента новостей
Rambler's Top100