Юноша-кондуктор покупает себе счастливые билеты

«Спасибо водителю и кондуктору 31-го маршрута за внимательное отношение», «Хочу пожаловаться на автобус маршрута 38-экспресс», «Водитель ехал быстро, резко затормозил, некоторые пассажиры чуть не улетели со своих сидений!» — сообщения подобного рода городские перевозчики получают регулярно. Каждому факту уделяется внимание — одних поощряют, других наказывают. «Голос…» узнал, чем живет сегодня общественный транспорт Череповца. А наш корреспондент на себе испробовала нелегкий труд кондуктора, два часа обилечивая пассажиров в автобусе маршрута № 7.

Магия счастливых чисел

Автобусный общественный транспорт представлен в Череповце несколькими перевозчиками. Самые крупные — «Автоколонна № 1456» и «Новотранс».

— На сегодняшний день у нас работает 276 водителей, в том числе две девушки, и 200 кондукторов, из них четверо — молодые люди, — сообщила нам пресс-секретарь МУП «Автоколонна № 1456» Наталья Елисеева. — Половина водителей и кондукторов старше 50 лет, от 30 до 50 лет — 40 %, до 30 лет — 10 %.

Около 200 водителей и 210 кондукторов трудятся в автобусах «Новотранса», большинство имеют за плечами опыт в десятки лет. Есть одна девушка-водитель и один юноша-кондуктор. Именно с ним мы и пообщались.

Алексею Целиковскому 17 лет, он студент второго курса лесомеханического техникума, будущий механик.

— Мне всегда хотелось, чтобы моя профессия была связана с общественным транспортом, — рассказывает молодой человек. — А года три назад поймал себя на том, что наблюдаю за автобусами и мне интересно: как себя ощущают люди, которые там работают? Ведь одно дело — пассажиры, они заходят и выходят; а работники находятся внутри по несколько часов большую часть недели. Я познакомился с некоторыми водителями и кондукторами через группы общественного транспорта в социальной сети, поездил с ними месяца три, посмотрел, что и как, познакомился с остальным персоналом. Ездил по выходным, потому что в будни учеба. Примерно с конца апреля уже начал подрабатывать по выходным, а в июле стал работать постоянно. Первый месяц работал на разных маршрутах, с августа на одном — № 31.

— Пассажиры не удивляются?

— Удивляются, многие не верят, иногда приходится показывать документы. А иногда приходится проявлять терпение, когда кто-то хамит, но это тоже часть профессии.

— Устаете на работе?

— Никогда. Но поскольку видишь очень много людей, бывает, к концу дня лица начинают просто сливаться и ты можешь запутаться. Запомнить все лица нереально, и пытаться не стоит. Чтобы никого не пропустить или не попросить второй раз плату, пытаешься запомнить одежду или, как только люди заходят, искать какие-то отличительные особенности. Так что память и наблюдательность эта профессия тренирует хорошо.

— Свою дальнейшую профессиональную жизнь планируете связать с общественным транспортом?

— Да. Возможно, буду водителем автобуса.

— Интересные, забавные случаи бывают?

— Чего-то из ряда вон не было. Но вот, например, недавно ближе к концу смены я только обрадовался, что сегодня почти не платили копеечной мелочью, автобус уже едет последний круг, и тут на улице Монтклер заходит молодой человек, говорит: «Парень, ты только не обессудь», — и дает 24 рубля по 10 и 50 копеек. А еще одна женщина садилась ко мне трижды за двое суток, всегда говорила: «Ну что, можете мне оторвать счастливый билет?» — и каждый раз на катушке оказывался именно счастливый билет.

— Кстати, а сами вы в счастливые билеты верите?

— Да, даже сам себе покупаю иногда.

— И как, действует?

— Ну пока все хорошо, повышение вот было, когда в августе перевели с общего графика на постоянный маршрут, да еще и на новый автобус.

Под прицелом камер

В городе многое делается для того, чтобы общественный транспорт стал удобнее, доступнее и комфортнее. Все автобусы оснащены системой «Глонасс», которая позволяет отслеживать движение общественного транспорта в режиме реального времени с помощью приложений «Умный транспорт» или «Яндекс транспорт». Для этого можно скачать (бесплатно) их на свой мобильный телефон либо зайти на сайт перевозчика. В зависимости от выбранного приложения пассажир может узнать, какой именно автобус прибудет на остановку — низкопольный, удобный для маломобильной группы населения, или обычный, на какой улице он едет сейчас либо через сколько минут прибудет на остановку.

В «Новотрансе» комплексами видеофиксации (четыре камеры на салон) оборудованы 75 автобусов из 120; во всех остальных на лобовых стеклах установлены видеорегистраторы.

— На пяти автобусах смонтированы опытные образцы светодиодных табло (номер и краткое описание маршрута высвечивается на экране, видном с улицы), — пояснил заместитель директора «Новотранса» Глеб Назарков. — Посмотрим, как они проявят себя в зимнее время, а потом начнется плановая установка светодиодных табло на весь подвижной состав.

Как рассказал нам Глеб Назарков, с начала года предприниматели, обслуживающие маршруты «Новотранса», инвестировали в городской общественный транспорт более 84 млн рублей. Серьезные средства продолжают вкладываться в инфраструктуру — базы, станции обслуживания, стояночные комплексы. Сейчас на маршрутах перевозчика работает девять новых МАЗов, до конца года пустят еще три. В этот же период на линию выйдет не менее 10 обновленных автобусов марки Scania OmniLink.

— В преддверии подготовки к новому учебному году на маршруте № 32 уже работает новый автобус МАЗ-103, — продолжает Глеб Назарков. — Конечно, это далеко не самый рентабельный маршрут, но сейчас, пока в Зашекснинском районе нет достаточного количества школ, а основными пассажирами являются дети и мамы с колясками, особенно актуально поставить на маршрут новый низкопольный автобус.

В ближайшее время на маршруты «Автоколонны № 1456» выйдут 20 новых низкопольных МАЗов.

Пассажир в роли контролера

Череповчане известны своей активностью. С помощью оставляемых (преимущественно в Интернете) жалоб, похвалы, замечаний они контролируют работу водителей и кондукторов. С пассажирами старшего возраста перевозчики держат связь по телефону: 086 — диспетчер «Новотранса», 26-18-44 — диспетчер МУП «Автоколонна № 1456».

Приведем в пример несколько последних обращений из групп перевозчиков в социальной сети «ВКонтакте».

Мария Коновалова: «Огромное спасибо водителю и кондуктору 31-го маршрута за внимательное отношение. Водитель подъехал максимально близко к тротуару на остановке, так, чтобы мы на инвалидной коляске смогли без проблем заехать в автобус и выехать из него».

Ольга Виноградова: «Хочу пожаловаться на автобус маршрута 38-экспресс. Сегодня в 6.53, подъезжая к остановке на ул. Первомайской, притормозил и проехал мимо, не взяв пассажиров».

Светлана Зарубина: «Хотелось бы довести до вашего сведения, что не все водители автобусов соблюдают правила перевозки пассажиров! Сегодня мы с ребенком ехали на автобусе 39-го маршрута из Зашекснинского района в район ФМК. Автобус ехал очень быстро! Водитель резко тормозил, и в итоге при резком торможении перед светофором некоторые пассажиры чуть не улетели со своих сидений! Два пожилых человека (мужчина и женщина) все-таки не удержались на сиденьях и врезались в ограждения возле входных дверей!»

Елена Кашенкова: «Хочу поблагодарить кондуктора Надежду, работает на маршруте № 27. Она всегда поможет зайти в автобус с коляской, поинтересуется, где выходить, и снова поможет!»

— Часть поступающих к нам обращений — это вопросы, касающиеся расписания городских и пригородных маршрутов, возможности введения новых маршрутов и остановок, правил провоза багажа и так далее, — рассказала нам пресс-секретарь МУП «Автоколонна № 1456» Наталья Елисеева. — Также есть жалобы на несоблюдение графика движения, нарушение правил пассажирских перевозок. По ним в обязательном порядке проводится проверка (при помощи системы отслеживания, данные которой сохраняются, записей видеорегистраторов, опроса свидетелей). Если в действиях водителя или кондуктора выявляются нарушения, выносится решение о наказании. Автор обращения получает ответ.

Так, упомянутого водителя-лихача в тот же день сняли с рейса (в его адрес уже поступали претензии).

Испытано на себе

Немало нареканий пассажиры предъявляют к работе, а точнее, к поведению кондукторов. Сложно ли весь день кататься на автобусе, продавая билеты? Это на собственном опыте выяснила наш корреспондент Диана Бушманова. Ее ощущения и впечатления — в рассказе от первого лица:

«На календаре пятница, разгар рабочего дня, за окном плюс 26. Вместе с фотографом мы спешим в МУП «Автоколонна № 1456», чтобы прослушать инструктаж по технике безопасности от диспетчера. На ближайшие несколько часов мое рабочее место — салон «семерки», курсирующей от улицы Олимпийской до улицы Наседкина.

Моим напарником, вернее сказать, наставником стала молодая симпатичная девушка-кондуктор Екатерина Серякова, работающая на предприятии с 2013 года. Она объяснила, какой документ спрашивать у пассажира, если он хочет приобрести льготный билет за 19 рублей, как выглядят проездные, в каком отделении кондукторской сумки лежат бумажные купюры, а в каком мелочь номиналом 1, 2, 5, 10 рублей, каким цветом билет за 19 рублей, каким — за 24 рубля и т. д.

Быстренько надеваю зеленую жилетку, выданную мне в диспетчерской, накидываю черную тяжелую от мелочи кондукторскую сумку на плечи, а в голове одна только мысль: «Люди, пожалуйста, только без сдачи…»

Гляжу на вошедших в салон пассажиров — и глаза разбегаются. К кому же мне подойти? На помощь приходит Екатерина, она указывает мне на людей, которые еще не купили билет. И как это она всех помнит?!

Первым пассажиром, вставшим на моем неустойчивом пути (автобус на полном ходу, а я в босоножках на платформе бегу по салону), стала молодая девушка. Она протягивает мне мелочь — две десятки и пятерку. В поисках рубля сдачи шарю в кармане, а ведь Екатерина предупреждала: в целях экономии времени у каждой денежки в сумке должно быть свое место.

Народу в салоне прибавилось. Кручусь между пассажирами как белка в колесе. Автобус тем временем едет дальше, и если честно, то я даже не понимаю, в каком районе города мы находимся, так как не успеваю даже передохнуть, не то чтобы уследить местоположение. На одной из остановок заходит мама с ребенком. Екатерина тут же бежит к женщине, чтобы помочь ей затащить коляску в автобус, на другой остановке полуслепую бабушку, взяв под руку, усаживает на свободное место.

— Ты всегда всем помогаешь? — спрашиваю наставницу.

— Конечно. Мне несложно, а людям приятно.

Прошло чуть больше часа с начала моего профессионального эксперимента. От волнения, напряжения и шума я уже успела эмоционально устать, к тому же разболелась голова. Вернула сумку с деньгами Екатерине. Вернулась в редакцию, чувствуя себя как выжатый лимон».

Елена Бжания, Диана Бушманова, Марина Алексеева

Другие статьи рубрики «Транспорт»

Другие статьи рубрики «Общество»

Другие новости рубрики «Транспорт»

23 ноября 2017, 17:10
Череповец занял 23 место в рейтинге по качеству общественного транспорта Вологжане оценили общественный транспорт в областной столице на 5,1 балл, что обеспечило городу 83 строчку.
20 ноября 2017, 17:31
В Вологодской области проверят безопасность общественного транспорта Профилактическое мероприятие «Автобус» пройдет с 20 по 29 ноября.
20 ноября 2017, 15:24
После реконструкции аэропорт Великого Устюга сможет принимать прямые рейсы из столичных городов Реконструкция должна завершиться к 2020 году.
20 ноября 2017, 10:43
Череповецкий водитель привлёк внимание хаотичной ездой по дороге Когда автомобиль молодого человека остановили, от горожанина пахло спиртным.
19 ноября 2017, 13:36
Движение на участке трассы М-8 временно ограничат Это связано с обнаруженными дефектами и сверхдопустимой колейностью.
19 ноября 2017, 11:47
Специалисты ответили, почему в Череповце не работают некоторые светофоры Некоторые светофорные объекты не подают сигналов уже больше года.

Другие новости рубрики «Общество»

23 ноября 2017, 19:45
После аварии на улице Парковой в Череповце появился «лежачий полицейский» После этого случая чиновники проанализировали статистику аварийности перекрестка и место признали опасным.
23 ноября 2017, 18:22
В Вологодской области сегодня прошел День работодателя В большинстве центров занятости региона были открыты ярмарки вакансий.
23 ноября 2017, 17:51
Льда нет, а запрет есть: в Череповце ограничат выход на замерзшие водоёмы По информации специалистов, в городе ожидается похолодание, реки начнут замерзать.
23 ноября 2017, 17:24
Слепой череповчанин показывает зрячим людям, как это, жить слепому С повязками на глазах и белой тростью он водит людей по городу.
23 ноября 2017, 17:13
В Вологде скончался руководитель исторического клуба «Исток» Прощание с Вячеславом Шадриным пройдет 25 ноября.
23 ноября 2017, 15:45
Вологжанам стали чаще назначать пенсию по электронным заявлениям Более половины пенсий в Вологодской области назначается по электронным заявлениям.
Лента новостей
Rambler's Top100