Продукты набивают себе цену

В пояснительной записке к законопроекту об ограничении наценки 30 процентами говорится, что она нередко превышает 100 %, а то и 200. И покупатели приносят прибыль не столько производителям, сколько торговле. Согласна ли с этими аргументами торговля?

Кто окупит риски?

Мы обзвонили ряд торговых предприятий: инициатива Национального союза защиты прав потребителей многих удивила.

— Я не знаю в городе таких наценок, как сто, двести процентов. Да, наценка в рознице на товары отличается. Если это социально значимые продукты питания, она меньше. Если продукты не для повседневного употребления, например красная икра, она может быть выше, — рассказывает «Речи» Анна Колесова, директор одного из универсамов в Череповце. — И потом, что значит ограничить торговую наценку тридцатью процентами? Во-первых, это вмешательство в коммерческую деятельность. Мы же не в плановом советском хозяйстве живем. Во-вторых, наценка — это единственный источник дохода любого магазина. На что ее тратит магазин? На зарплату сотрудников, расходные материалы, аренду помещений и т. д. В Череповце очень большая конкуренция среди торговых организаций. Никто не будет искусственно повышать цены на товары. Скорее наоборот, будет применять систему гибких скидок. Допустим, если товар скоропортящийся (молочная продукция), его нужно быстро продать, иначе он уйдет в утиль. Риски остаться в прогаре у магазинов высокие. Наценка в пределах тридцати процентов их увеличит.

«Получается, мы крайние»

Правила игры в розничных сетях давно отработаны. Череповецкие магазины отрицают свою причастность к «грабительским» наценкам.

— Получается, мы крайние. Покупатель приходит в магазин и начинает возмущаться: «Почему так дорого?» И редко берет говядину, рыбу, сыр. Винит же в дороговизне магазин, — выражает свое мнение «Речи» Светлана Постнова, директор одного из супермаркетов. — Я 36 лет в торговле, из них 20 лет на руководящих должностях. И за все время я не помню, чтобы в наших череповецких магазинах была наценка выше 40 % в среднем. Более того, существуют отдельные федеральные законы, по которым мы, к примеру, не можем продавать детское питание для детей в возрасте до 3 лет с наценкой выше 15 %. Накинешь одну десятую процента — и попадешь на штрафы. Если мы сделаем наценку 100 — 200 %, магазин превратится в музей. И потом, наценка — это не только зарплата сотрудников, в первую очередь это налоги, отчисления в Пенсионный фонд, в Фонд соцстраха, расходы на «коммуналку», обслуживание банковского счета, связи, кассовых аппаратов. Не разгуляешься. Самые хлебные наши времена — это Новый год, 8 Марта, 1 Сентября. Люди идут покупать.

Кто виноват?

В разговоре с другими предпринимателями мы затронули тему высоких цен на продукты, которые не относятся к социально значимым. Например, на красную рыбу, икру.

— Может быть, прежде чем вводить ограничения для розницы, нужно посмотреть, почему такая дорогая продукция идет от производителя? — задается вопросом Виктор Андреевич (фамилию не назвал), директор небольшого магазина. — Все знают, что в Кадуе производят икру осетровых рыб. Но на прилавках наших магазинов вы ее не увидите: череповчанам она не по карману. Поэтому икру отправляют в Москву.

Рыбной темы мы коснулись и в разговоре с Ириной Матрохиной, главным специалистом управления экономической политики мэрии. Не случайно.

— Думаю, не нужно во всех грехах обвинять розницу: мол, магазины приносят прибыль не производителям, а рознице, —
говорит Ирина Матрохина. — Мне не так давно попалась на глаза любопытная статья. Правительство страны озаботилось поиском ответа на вопрос, почему в нашей стране, омываемой морями и океанами, стране, где много озер и рек, рыба — недоступный продукт для рядового потребителя. Стали анализировать. Оказалось, от момента вылова рыбы до конечного потребителя выстроилась целая цепочка посредников: агенты, выкупающие рыбу на берегу; оптовики, закупающие ее у производителя; поставщики-посредники и т. д. Посчитали — 50 % от цены приходится на цепочку. Надо выйти напрямую на производителя, минуя посредников. Над этим сейчас думает правительство.

Что же касается социальной ответственности торговых предприятий, то она есть. Как объяснила нам Ирина Матрохина, на уровне области заключено соглашение с розницей об удержании торговой наценки на социально значимые товары (творог, молоко, хлеб и т. д.) на уровне не выше 10 %. В соглашении семь местных сетевиков.

Татьяна Ковачева

Другие статьи рубрики «Экономика»

Другие новости рубрики «Экономика»

22 мая 2017, 10:50
Оценка состояния финансового рынка после майских праздников Торговая неделя была короткой, но событийной.
21 мая 2017, 13:24
Жители Череповца отчитались о доходах в налоговой В рамках декларационной кампании с начала года до 2 мая в инспекцию поступило 23 240 налоговых деклараций.
20 мая 2017, 17:40
Минсельхоз России планирует сократить программу развития села Причина — нехватка финансирования.
17 мая 2017, 15:32
«Северсталь» подписала контракты на поставку оборудования для реконструкции доменной печи № 5 Эта реконструкция — первая в рамках объявленного ранее масштабного обновления основных фондов предприятия.
15 мая 2017, 16:22
Недостача «Вологдабанка» составляет более 917 миллионов рублей Долг банка перед физическими лицами составляет более одного миллиарда рублей.
13 мая 2017, 16:33
Больше всего денег россияне потратили в мае на путешествия и товары для дома В первые дни мая траты жителей Северо-Запада на билеты в кино, театры, музеи и на концерты увеличились более, чем вдвое по сравнению с началом апреля.
Лента новостей
Rambler's Top100