Череповецкие водители страхуются по старинке

Авто. Жители Вологодской области предпочитают не связываться с электронными полисами ОСАГО

Российские автовладельцы с начала 2017 года заключили более миллиона договоров ОСАГО в электронном виде. В лидерах Краснодарский край, Волгоградская, Ростовская области и Москва. Жители Вологодчины пока новомодным полисам не слишком доверяют.

Соседи обгоняют

С начала 2017 года продажи ОСАГО в электронном виде стали обязательными для всех страховых компаний. За весь 2016 год, когда страховщики продавали электронные полисы автогражданки в добровольном порядке, было заключено более 330 тыс. таких договоров. В период с 1 июля по 31 декабря 2015 года, когда проект только стартовал, было куплено 56 тыс. договоров в электронном виде. По мнению президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, если набранные в первом квартале 2017 года темпы продаж сохранятся, то по итогам года мы увидим число продаж на уровне более 3 млн договоров.

В Вологодской области за три с половиной месяца 2017 года было куплено всего 2 799 электронных полисов ОСАГО. Для сравнения, в Краснодарского крае, который является лидером рейтинга, за это время купили 82 101 полис. В Волгоградской области — 45 365, в Ростовской — 42 478.

Если же сравнивать с нашими ближайшими соседями, то Вологодчина опять практически в самом хвосте: в Архангельской области за это время было продано 5 086 электронных полисов ОСАГО, в Кировской области — 3 619, в Костромской — 2 804, в Ярославской — 16 361, в Тверской — 6 479, в Новгородской — 2 386, в Ленинградской — 4 205, в Карелии — 3 979.

С техникой не дружим

По мнению череповецких страховщиков, не все доверяют пока электронным полисам, к тому же, как сообщили газете «Речь» в одном из агентств, у их владельцев случаются недоразумения с сотрудниками ГИБДД. В самой ГИБДД, впрочем, эту информацию не подтверждают.

— Очень много заморочек на дорогах, — говорит сотрудница одной из череповецких страховых компаний София. — Если в Москве или Санкт-Петербурге эта система уже без проблем работает, то у нас еще возникают проблемы. Даже еще не все инспекторы в курсе, что существуют такие полисы. У кого-то нет подходящей для этого техники.

Чаще всего проблемы возникают, когда у работника ГИБДД нет смартфона или планшета, который позволил бы ему проверить подлинность полиса в базе РСА. Руководство МВД дало официальные разъяснения о равном хождении обоих видов полисов, но бывали случаи, когда скан или распечатку не просто не признавали документом — штрафовали водителей за отсутствие полиса, хотя на самом деле он был, просто электронный.

В ПДД при этом сказано, что водитель обязан иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и полис ОСАГО, а вот какой — бумажный или электронный — не уточняется. Как вариант: распечатывать полис самому или просить страховую компанию, чтобы она его выслала, с печатью и подписью. Это будет являться подтверждением того, что полис все-таки есть, но в электронном виде.

— Это то же самое, что и обычный полис, — говорит исполняющая обязанности директора одной из череповецких страховых компаний Ольга Дерунова. — Только распечатывается он не на цветном бланке, а на обычной бумаге формата А4. Номер полиса также идет не на бланке, а его присваивают через Интернет. Вдобавок тем клиентам, у которых есть электронная почта, мы отсылаем полный пакет документов. Они всегда могут его самостоятельно распечатать, не боясь где-нибудь потерять или испортить.

Кроме того, по словам Ольги Деруновой, у е-полиса есть и другие преимущества. Например, возможность самостоятельно им управлять. Для этого надо зайти в личный кабинет на сайте страховой компании и там либо продлить действие полиса, либо вписать еще одного водителя. Из минусов, пожалуй, только то, что е-полисы можно приобрести только в центральном офисе, поскольку агенты продавать их пока не могут.

— К слову, цветные бланки обычных полисов — это еще не гарантия того, что их невозможно подделать, — говорит Ольга Дерунова.

Считайте скидку, не отходя от кассы

Не обходится и без обид на страховые компании. Вот, к примеру, какое письмо прислал в редакцию «Речи» череповчанин Александр Мелишкевич: «Я водитель с 1989 года. У меня возникли сомнения в правильности расчета ОСАГО. За свой стаж я не совершил ни одного ДТП, а страховая компания, в которой я получаю полис, ставит маленький балл. Мы, водители, народ общительный и знаем, кому сколько насчитали. И выходит, что стаж один, мощность двигателя одна, а стоимость ОСАГО у меня получается выше».

Чтобы разобраться, «Речь» обратилась за помощью к специалистам. Объяснений, как оказалось, может быть несколько.

— Один из вариантов — разная прописка, — говорит автоэксперт, независимый оценщик Сергей Колтаков. — То есть если собственник транспортного средства прописан в районе, то полис обойдется ему в два раза дешевле. Например, когда один прописан в Череповце, а другой — в Тоншалове, получается, что вроде и машины у них одинаковые, и живут рядышком, а платят по-разному. Что же касается одинакового безаварийного стажа, то эту информацию лучше уточнить. В частности, в любой страховой компании должны сказать, какой класс присвоен водителю.

По словам еще одного автоэксперта и независимого оценщика, Александра Шалимова, многие страховые компании при заключении договора предпочитают попросту не учитывать стаж безаварийной езды водителя и ставят коэффициент бонус-малус (кбм), равный одному.

— Обычно они ставят третий класс (кбм = 1), — говорит он. — Если водитель не согласен, можно обратиться либо в саму страховую, которая, правда, в этом совсем не заинтересована, либо к юристу, который соберет необходимый пакет документов.

Третий класс — это начальный уровень, при котором нет никаких скидок и надбавок. Однако через год при отсутствии ДТП обладатель третьего класса может получить четвертый, а вместе с ним и скидку за безаварийное вождение в 5 процентов.

Кроме того, коэффициент скидки при заключении договора сохраняется за водителем независимо от страховой компании и может быть использован для любого автомобиля, на который оформлен полис ОСАГО, куда этот водитель вписан (при неограниченной страховке скидку за безаварийную езду получает только собственник авто). Существует несколько причин, по которым накопленная скидка не учитывается. Во-первых, страховая может лукавить, уверяя, что все скидки отменены. Во-вторых, загвоздка может быть в существующей общей базе РСА, куда занесены все данные по безаварийной езде водителя при оформлении страховки, — либо в этой базе ошибка, либо прежняя СК не внесла в нее последние изменения. В-третьих, если период, когда водитель не был вписан в полис ОСАГО (неважно, на свою машину или любую другую) продлился более года, накопленная скидка сгорает.

Илья Драницин

Другие статьи рубрики «Транспорт»

Другие новости рубрики «Транспорт»

27 мая 2017, 13:09
Нетрезвых водителей ловят в Череповце в выходные В места лишения свободы уже отправились водители, которые совершили две смертельные аварии.
27 мая 2017, 12:19
Четыре района Череповца объединил автобус № 4, идущий по новому маршруту Сейчас «Автоколонна» выпустит на линию 17 автобусов вместимостью в 50 человек.
26 мая 2017, 15:01
Два закона, касающиеся автолюбителей, вступили в силу Так, сдавать на права разрешили в автошколах.
25 мая 2017, 17:38
Автобус № 4 в Череповце с 1 июня поменяет маршрут Его маршрут по Зашекснинскому района будет более продолжительным.
25 мая 2017, 13:46
ОСАГО для неопытных водителей может существенно подорожать Если нововведение примут, цены для новичков на ОСАГО поднимутся на 55-80 процентов.
24 мая 2017, 23:41
«Ламборгини» и мотоцикл устроили гонки по улицам Вологды (ВИДЕО) Своеобразное соревнование проходило на Окружном шоссе.
Лента новостей
Rambler's Top100