Галерея великих. Кумиры и их биографы

Город. О ярких личностях в истории Череповца рассказали те, кто посвятил изучению их жизни большой отрезок собственной

В истории нашего города было немало крупных фигур, признанных в России и мире. И за каждой стоят люди, которые, выражаясь фигурально, стирают пыль с памятников и подметают дорожки, ведущие к кумирам. В День города биографы рассказали «Речи» о своих героях.

Мой Милютин

Эльвира Риммер, историк

— В 1969 году, когда я пришла на работу в череповецкий музей, информацию об Иване Милютине и его портрет можно было увидеть в экспозиции, но рядовые горожане знали о нем мало. В литературе об истории Череповца Милютин был представлен миллионером, эксплуататором и даже кровопийцей. Вместе с тем авторы писали о том, что в городе в милютинскую эпоху открывались учебные заведения, совершенствовалась Мариинская водная система, строилась железная дорога и так далее. Рассказывая посетителям о Череповце второй половины XIX века, без Милютина было не обойтись. Так постепенно я начала изучать жизнь и деятельность Ивана Андреевича, посещать архивы, писать о нем статьи в газеты, стали выходить наши с Марком Анатольевичем (Бородулиным — ред.) книги о Милютине.

Конечно, я не могу сказать, что знаю об Иване Андреевиче все и видела все документы, которые с ним связаны. Такого вам ни один исследователь не скажет. Что могла найти и увидеть, старалась это сделать, выезжала в архивы, нередко за свой счет. Но я не была в архиве Министерства иностранных дел, в котором наверняка есть документы, связанные с заграничными поездками Милютина. Вероятно, это задача будущих исследователей.

Мой Верещагин

Любовь Маликова, заведующая домом-музеем Верещагиных

— Художник Василий Верещагин пришел в мою жизнь еще в моем глубоком детстве. Дошкольницей я увидела в журнале «Огонек» картину Верещагина «Апофеоз войны», которая меня поразила. Мы ведь в детстве не ассоциируем себя со смертью, считая, что не умрем никогда. С годами я стала знакомиться с личностью и картинами Верещагина ближе, он всегда стоял для меня особняком, не вписываясь в когорту других русских художников XIX века. Он не стремился приукрасить жизнь, выставить ее в выгодном свете. И говорил о том, что пишет картины не для того, чтобы салоны украшать, а для того, чтобы заставить людей думать.

Василий Верещагин — поразительный художник. На Западе он до сих пор самый модный и известный русский художник. В XIX веке мировая общественность обсуждала в литературе роман Льва Толстого, а в живописи — картины Верещагина. Шестьдесят персональных выставок по миру... По сей день никто не может повторить, при всех новейших средствах коммуникации и передвижения.

Братья Верещагины, Василий и Николай, для меня представляют одно целое, и это поразительно, что два таких замечательных человека родились в одной семье. Один — воздушный, призывающий людей к высокому. А другой — накормивший, научивший, невероятно много сделавший для страны. Я других таких людей, как Николай Верещагин, не знаю в истории России. Он занялся бизнесом не для того, чтобы собственный карман набить, а для улучшения жизни крестьян. Он практически в одиночку вывел Россию, где фактически не было молочной промышленности, на первое место в мире по продаже сливочного масла за границу. Он научил крестьян зарабатывать, перестроил их мировоззрение, превратил крестьян в основу государственной экономики.

Мой Батюшков

Анатолий Волков, председатель совета «Батюшковского общества»

— Я приехал в Череповец с Украины и о поэте Константине Батюшкове слышал мало. В 1998 году я познакомился с местными энтузиастами Валентиной Дмитриевной Чусовой и Надеждой Леонидовной Деревягиной, с которыми мы позднее организовали «Батюшковское общество». Только тогда я начал всерьез читать поэзию Батюшкова. Вместе с тем понимание творчества поэта пришло не сразу, дорога к нему не была простой. Со временем я проникся не только стихами Батюшкова, но и его личностью — изучая его военные походы, сам будучи военным, ощутил к нему симпатию и близость. «Нелегок к Батюшкову путь. Зато судьбу — не обмануть!» — эта фраза для меня как девиз. Для того чтобы прийти к Батюшкову, нужно только желание.

Вскоре после основания общества мы выиграли первый грант и на эти деньги установили «Беседку муз» на месте усадьбы Батюшковых в Хантоново Череповецкого района. Одна из целей нашего «Батюшковского общества» — популяризация творчества Константина Батюшкова. Ведь когда общество тогда организовывалось, на родине поэта в Вологодской области стихи Батюшкова изучались в школе в факультативном курсе «Краеведение», на изучение такого яркого явления в отечественной поэзии выделялось лишь два часа.

Знаю, что некоторые считают поэзию Константина Батюшкова несовременной, архаичной. Не могу с этим согласиться. Те, кто так думает, наверняка поверхностно знакомы с творчеством поэта. На сайте «Батюшковского общества» мы собрали «вечные истины» Константина Батюшкова и всем советуем их прочитать. Вы найдете там столько интересных и нетривиальных мыслей — произнесенное им 200 лет назад остается актуальным и сейчас и будет актуальным всегда.

Вслушайтесь. «Великие писатели образуют язык; они дают ему некоторое направление, они оставляют на нем неизгладимую печать своего гения». Или: «Первое правило сей науки (поэзии — прим.) должно быть: живи, как пишешь, и пиши, как живешь. Иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы».

Мой Башлачев

Карина Миасарян, сотрудник музея Александра Башлачева

— Первое по-настоящему сильное впечатление от творчества и личности Александра Башлачева я ощутила в полной мере на одном из фестивалей, посвященных поэту. Там звучали записи его выступлений, было видео с концертов и квартирников, и я услышала его уникальное, пронзающее исполнение, неповторимое по подаче и манере пение. Это было не похоже ни на что, это не могло не зацепить, это вдохновляло и увлекало за собой. Поражала его энергетика, будоражили емкие, многослойные мысли и неординарная красочная образность.

Позднее на других фестивалях, участвуя в качестве волонтера, я получила возможность пообщаться с людьми, лично знавшими его, что для меня очень оживило и дополнило образ этого выдающегося человека. И когда я оканчивала обучение в Череповецком государственном университете и было необходимо определиться с местом для практики, то выбор был очевиден — Музей Александра Башлачева.

За время этой деятельности я смогла еще больше соприкоснуться с материалами и людьми, проникнутся атмосферой этого места, понять и представить, как должен развиваться музей. Появились планы, проекты. И когда уходила прежний руководитель, она мне предложила заняться постоянной работой в музее. С сентября 2015 года я занимаюсь музеем.

Отправной точкой создания музея, пожалуй, явилось первое важное событие на городском уровне — выставка в Череповецком музейном объединении в 2000 году к 40-летию Александра Башлачева. А в нынешнем помещении, на проспекте Строителей, 30, музей находится с 1 ноября 2009 года, что и считается датой его основания. В этом году мы отмечаем 7-летие, будет ряд интересных концертов и встреч. Музей посещают самые разные люди, и с каждым годом их становится все больше. Как говорил СашБаш: «Другом я считаю любого, кто меня понимает».

Мой Рубцов

Лидия Беляева, руководитель клуба «Госпожа Провинция»

— Николай Михайлович Рубцов дружил с моим мужем, поэтом Леонидом Александровичем Беляевым, бывал у нас несколько раз. Больше всего мне запомнились его глаза: он мог так взглянуть, что пронизывало до глубины души, как будто он что-то в вас рассмотрел. И в то же время он был очень отстраненный. Но серьезное увлечение его творчеством началось для меня с трагедии — в 1997 году погиб мой муж, и тогда я нашла отдушину в стихах Николая Рубцова, они облегчили мне утрату. И только сейчас я решаюсь об этом рассказать. Потом я уже не могла оторваться от этих стихов, греющих душу, заражающих верой в будущее. Многие, вдохновляясь Рубцовым, пишут стихи, рассказы, рисуют картины, а у меня к нему, если можно так выразиться, действенная любовь — она выражается в делах, поступках. Нередко я участвовала в мероприятиях клуба «Госпожа Провинция», а потом по просьбе Надежды Леонидовны Деревягиной сменила ее на посту руководителя. И в нашем клубе все заражены этой действенной любовью: организуем конкурсы, выставки, собираем воспоминания о Рубцове, адреса, где он бывал (их уже больше тридцати), вещи, связанные с ним. Каждый год 28 января проходит акция «Дар поэту» — и те, кто знал Николая Михайловича, приносят самые удивительные вещи, например, гармонь на которой он играл, кепку, в которой был сделан лучший его портрет, или точную копию деревянного чемодана, закрывающегося на гвоздь, с которым он уезжал из Николы в Рижское морское училище.

По инициативе клуба в Доме Знаний был создан Рубцовский центр, который признан лучшим в России. Центр открылся еще и в честь сестры поэта Галины Михайловны Шведовой. Жизнь ее сложилась непросто, и мы ее разыскали, стали помогать, приносили еду.

Для меня Николай Рубцов — это праведник и великий труженик. В архивах, которые в этот год 80-летия поэта привезли в Череповец, мы нашли по пять вариантов стихотворений — и все равно Рубцову везде отказывали. Помню, как приходил муж с телевидения и говорил: «Опять Рубцова не желают слушать, мол, что у него за стихи — кресты да могилы?»

Мой Бардин

Борис Челноков, писатель-историк, ветеран ПАО «Северсталь»:

— Мое знакомство с личностью академика Ивана Павловича Бардина началось почти сорок лет назад, когда на ЧерМК в 1977 году было принято решение обустроить музей. Изучая архивы в Череповце, я наткнулся на письмо, датированное 1940 годом на имя Ивана Павловича. Именно тогда Бардин указал на Череповец как место пересечения водного и железнодорожного пути, и впервые в мире было предложено поставить металлургический завод не «на руде или угле», а на транспортном потоке. Неизвестно как бы сложилась моя жизнь и жизнь череповчан, если бы академик не отстоял свою точку зрения и право на жизнь меткомбината в 40-е и 60-е годы. В истории нашего города было два знаковых человека: Иван Андреевич Милютин в XIX веке и Иван Павлович Бардин в XX веке — они заложили основы для будущего Череповца. Именно поэтому я ввязался в полемику с кемеровскими журналистами-писателями, когда на волне 90-х годов XX века Бардина обвинили в стукачестве и потворству сталинским репрессиям.

Мне повезло, и я долгое время общался с вдовой академика Бардина — Лидией Валентиновной, а также с людьми которые лично его знали, читал я и его дневники. Иван Павлович — это незаурядная личность, уникальный специалист, настоящий ученый, который сделал за свою жизнь столько, что не хватило бы и двух земных сроков. Это был очень честный, открытый и абсолютно беспомощный в быту человек: он мог потерять вещи, забыть поесть, зато знал и помнил даты ремонтов каждой печи в каждом цехе всех металлургических гигантов советской эпохи.

А еще я — «бардинец», двухкратный обладатель премии имени академика И.П. Бардина, которую в этом году вот уже в 34-й раз будут вручать за достижения среди новаторов технического прогресса. И к этой премии у инженеров и технических работников меткомбината свое особенное отношение.

Сергей Виноградов, Полина Удовиченко, Юлия Бочкарева

Другие статьи рубрики «Культура»

Другие новости рубрики «Культура»

21 октября 2017, 18:53
Вологжанам предложили самим выбрать место для расположения колеса обозрения 49% горожан проголосовали вообще против строительства аттракциона.
21 октября 2017, 12:27
Запрещённого в советское время «Мольера» поставит Вологодский драмтеатр Премьеру спектакля вологжане смогут увидеть 1 ноября.
20 октября 2017, 19:04
Известный кинорежиссёр и актёр Сергей Никоненко расскажет о съёмках фильма в Вологде В эпизодах кинокартины «Целуются зори» легко узнать поэта Виктора Коротаева. Писателя Александра Грязева и других вологжан.
20 октября 2017, 13:22
Видеооткрытку «Комсомольцу» может подарить каждый череповчанин Подарки обещают не только трем победителям, но и всем остальным участникам.
20 октября 2017, 12:08
Ансамбль «Русский Север» представил два спектакля на Гаврилинском фестивале Это оратория-действо «Скоморохи» и мюзикл «Василий Теркин».
19 октября 2017, 13:57
Вологодская школа создала свой аналог популярного шоу «Танцы» Кастинг стартовал в сентябре — участники уже прошли два серьезных отбора и со своими наставниками репетируют выступления для следующего этапа.
Лента новостей
Rambler's Top100