Спасение Волго-Балта

Вопрос о реконструкции обветшавшего канала, состояние которого грозит чрезвычайными ситуациями, дозрел до стадии реализации.

Губернатор Вячеслав Позгалев обсудил с руководителем ФГУ «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» Владимиром Николаевым и начальником гидросооружений и судоходства Вытегорского района (филиал ГБУ «Волго-Балт») Андреем Семенихиным злободневную проблему реконструкции сооружений Волго-Балта от шлюза № 1 до шлюза № 6.

Вопрос о крайне плохом состоянии местных гидротехнических сооружений был поднят Вячеславом Позгалевым на одном из заседаний коллегии Минтранса. Инициатива губернатора была поддержана министром МЧС Сергеем Шойгу. Глава Минтранса Игорь Левитин, в свою очередь, дал поручение Агентству речного и морского транспорта о выделении средств на реконструкцию. Для сравнения: если пять лет назад на эти цели выделялось 25 млн рублей в год, то в 2010 году Вологодская область рассчитывает на 1,5 млрд рублей. Кроме того, на встрече поднимался вопрос социального обустройства поселков, где находятся гидросооружения. В том числе и необходимость строительства жилья.

На вопрос Вячеслава Позгалева о ситуации и объемах грузоперевозок на Волго-Балте Владимир Николаев ответил, что поток грузоперевозок сегодня восстановлен. По прогнозам, в этом году он достигнет уровня докризисного периода. В завершение встречи по поручению Левитина вологодскому губернатору был вручен юбилейный нагрудный знак 200-летия образования Управления водными и сухопутными сообщениями.

Напомним, Волго-Балтийский водный путь (ранее — Мариинская водная система) — это система каналов, рек и озер на северо-западе Российской Федерации, соединяющая Волгу с Балтийским морем. Проходит через Рыбинское водохранилище до Череповца, далее через Шексну, Белозерский канал, реку Ковжу, Мариинский канал, реку Вытегру, Онежский канал, Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и Неву. Мариинская водная система сооружена в начале XIX века (пущена 200 лет назад, в 1810 году). А после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера — не менее четырех метров, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 тонн. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем.

В лучшие времена грузооборот Волго-Балтийского водного пути неуклонно рос. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный концентрат на Череповецкий меткомбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на юг, в Санкт-Петербург и на экспорт; черный металл из Череповца, донецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли — для Северо-Запада и на экспорт. В танкерах с Волги шли нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Санкт-Петербург на Волго-Балтийский водный путь поступали импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении было немало туристских теплоходов (маршруты из Санкт-Петербурга в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь...).

В 90-х годах развитие пути прекратилось, а на поддержку Волго-Балта выделялась примерно лишь треть необходимого финансирования. В результате судоходный фарватер зарастал грунтом, обваливались укрепленные берега и местами габариты пути уменьшились вдвое. Пробки перед шлюзами давно стали главной бедой водного пути. Средний возраст судоходных сооружений Волго-Балта — 38 лет. Верхне-Свирскому шлюзу — 52 года, Нижне-Свирскому — 71 год, Волховскому — 78 лет, хотя нормативный срок работы таких объектов — 40 лет. Вологодчины это тоже касается напрямую. Ведь семь шлюзов Волго-Балта находятся на территории нашей области: шесть в районе Вытегры и один в Шексне. Особенно в плачевном состоянии вытегорский гидроузел. В основании шлюзовых построек — огромные трещины. Ворота шлюзов давно отработали свой срок. Инженеры, обслуживающие этот участок, а также сами речные перевозчики в один голос говорят: пропускная способность шлюзов исчерпана, система близка к краху и навигация по ней практически в любой момент может быть остановлена. Как заявил зам. гендиректора ГБУ «Волго-Балт» Геннадий Айзен, в нынешнем положении нельзя исключить возникновения любых чрезвычайных ситуаций: «Если что-нибудь случится, то всех зальет, будут человеческие жертвы, это вам не рынок в Москве, здесь все будет серьезно!»

Губернатор Вячеслав Позгалев уже много лет постоянно поднимает на федеральном уровне вопрос о необходимости реконструкции канала. Вопрос, как всегда, упирался в финансирование. Предлагалось, в частности, задействовать для этого средства из инвестиционного фонда страны. Много надежд возлагалось на механизм частно-государственного партнерства, или, как его еще называют, концессию. Минтранс даже готовил условия такого концессионного конкурса. Но время шло, Волго-Балт ветшал. И похоже, что государство дозрело до того, чтобы не медля начать эту реконструкцию, которая обойдется во многие миллиарды рублей.

Максим ГОРСТКИН

Другие статьи рубрики «Строительство»

Другие статьи рубрики «Власть»

Другие новости рубрики «Строительство»

16 января 2018, 12:44
«ЮниФенс» поставил габионы для берегоукрепления Рыбинского водохранилища Габионы соответствуют всем требованиям по качеству и безопасности
11 января 2018, 9:41
Седьмая поликлиника в Череповце может не открыться и в январе Реконструкция продолжается уже почти полгода.
28 декабря 2017, 13:51
Прокуратура Вологодчины выявила грубые нарушения прав участников долевого строительства На сегодняшний день в реестр обманутых дольщиков включено 313 граждан, не достроены 16 многоквартирных домов.
22 декабря 2017, 13:38
В Череповце сделают хорошую дорогу на улице Некрасова Сейчас дорога там, в основном, состоит из грунта
20 декабря 2017, 18:49
Программу расселения аварийного жилья хотят продлить в России 2018 год потребуется восьми регионам-аутсайдерам на завершение действующей программы.
19 декабря 2017, 17:03
В Вологде обсудят ремонты трех мостов Речь идет об Октябрьском путепроводе, Каменном мосте, а также автомобильном переходе через реку Шограш в районе улицы Конева.

Другие новости рубрики «Власть»

9 января 2018, 13:44
Новый главный судебный пристав назначен в Вологодской области Василий Ларин до этого назначения возглавлял УФССП по Мурманской области
8 января 2018, 15:22
ЦИК принял 15 заявок от самовыдвиженцев, которые планируют участвовать в президентских выборах При этом о своём желании участвовать в президентской гонке первоначально объявило 46 кандидатов.
2 января 2018, 18:49
Рекордное число кандидатов в президенты отметил ЦИК Центризбирком получил около 60 уведомлений о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в президенты.
1 января 2018, 15:15
Система руководства изменилась в Череповце в 2017 году Впервые в истории Череповца управление городом перешло в женские руки.
29 декабря 2017, 14:48
МРОТ будет соответствовать прожиточному минимуму С 1 января он составит 9 тысяч 489 рублей в месяц
25 декабря 2017, 14:53
Александр Беглов стал полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе Перестановку источники «Ъ» связывали со сложными взаимоотношениями Цуканова, который до назначения полпредом работал губернатором Калининградской области.
Лента новостей
Rambler's Top100