Спасение Волго-Балта

Вопрос о реконструкции обветшавшего канала, состояние которого грозит чрезвычайными ситуациями, дозрел до стадии реализации.

Губернатор Вячеслав Позгалев обсудил с руководителем ФГУ «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» Владимиром Николаевым и начальником гидросооружений и судоходства Вытегорского района (филиал ГБУ «Волго-Балт») Андреем Семенихиным злободневную проблему реконструкции сооружений Волго-Балта от шлюза № 1 до шлюза № 6.

Вопрос о крайне плохом состоянии местных гидротехнических сооружений был поднят Вячеславом Позгалевым на одном из заседаний коллегии Минтранса. Инициатива губернатора была поддержана министром МЧС Сергеем Шойгу. Глава Минтранса Игорь Левитин, в свою очередь, дал поручение Агентству речного и морского транспорта о выделении средств на реконструкцию. Для сравнения: если пять лет назад на эти цели выделялось 25 млн рублей в год, то в 2010 году Вологодская область рассчитывает на 1,5 млрд рублей. Кроме того, на встрече поднимался вопрос социального обустройства поселков, где находятся гидросооружения. В том числе и необходимость строительства жилья.

На вопрос Вячеслава Позгалева о ситуации и объемах грузоперевозок на Волго-Балте Владимир Николаев ответил, что поток грузоперевозок сегодня восстановлен. По прогнозам, в этом году он достигнет уровня докризисного периода. В завершение встречи по поручению Левитина вологодскому губернатору был вручен юбилейный нагрудный знак 200-летия образования Управления водными и сухопутными сообщениями.

Напомним, Волго-Балтийский водный путь (ранее — Мариинская водная система) — это система каналов, рек и озер на северо-западе Российской Федерации, соединяющая Волгу с Балтийским морем. Проходит через Рыбинское водохранилище до Череповца, далее через Шексну, Белозерский канал, реку Ковжу, Мариинский канал, реку Вытегру, Онежский канал, Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и Неву. Мариинская водная система сооружена в начале XIX века (пущена 200 лет назад, в 1810 году). А после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера — не менее четырех метров, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 тонн. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем.

В лучшие времена грузооборот Волго-Балтийского водного пути неуклонно рос. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный концентрат на Череповецкий меткомбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на юг, в Санкт-Петербург и на экспорт; черный металл из Череповца, донецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли — для Северо-Запада и на экспорт. В танкерах с Волги шли нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Санкт-Петербург на Волго-Балтийский водный путь поступали импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении было немало туристских теплоходов (маршруты из Санкт-Петербурга в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь...).

В 90-х годах развитие пути прекратилось, а на поддержку Волго-Балта выделялась примерно лишь треть необходимого финансирования. В результате судоходный фарватер зарастал грунтом, обваливались укрепленные берега и местами габариты пути уменьшились вдвое. Пробки перед шлюзами давно стали главной бедой водного пути. Средний возраст судоходных сооружений Волго-Балта — 38 лет. Верхне-Свирскому шлюзу — 52 года, Нижне-Свирскому — 71 год, Волховскому — 78 лет, хотя нормативный срок работы таких объектов — 40 лет. Вологодчины это тоже касается напрямую. Ведь семь шлюзов Волго-Балта находятся на территории нашей области: шесть в районе Вытегры и один в Шексне. Особенно в плачевном состоянии вытегорский гидроузел. В основании шлюзовых построек — огромные трещины. Ворота шлюзов давно отработали свой срок. Инженеры, обслуживающие этот участок, а также сами речные перевозчики в один голос говорят: пропускная способность шлюзов исчерпана, система близка к краху и навигация по ней практически в любой момент может быть остановлена. Как заявил зам. гендиректора ГБУ «Волго-Балт» Геннадий Айзен, в нынешнем положении нельзя исключить возникновения любых чрезвычайных ситуаций: «Если что-нибудь случится, то всех зальет, будут человеческие жертвы, это вам не рынок в Москве, здесь все будет серьезно!»

Губернатор Вячеслав Позгалев уже много лет постоянно поднимает на федеральном уровне вопрос о необходимости реконструкции канала. Вопрос, как всегда, упирался в финансирование. Предлагалось, в частности, задействовать для этого средства из инвестиционного фонда страны. Много надежд возлагалось на механизм частно-государственного партнерства, или, как его еще называют, концессию. Минтранс даже готовил условия такого концессионного конкурса. Но время шло, Волго-Балт ветшал. И похоже, что государство дозрело до того, чтобы не медля начать эту реконструкцию, которая обойдется во многие миллиарды рублей.

Максим ГОРСТКИН

Другие статьи рубрики «Строительство»

Другие статьи рубрики «Власть»

Другие новости рубрики «Строительство»

18 июля 2018, 19:38
В Вологде выбрали подрядчика для ремонта Октябрьского моста Работы должны начаться до конца июля.
18 июля 2018, 16:56
Кровлю училища искусств отремонтируют в Череповце впервые за 30 лет С тех пор даже проект здания бесследно исчез, что сильно осложнило планирование капремонта.
14 июля 2018, 11:34
В Череповце сносят здание «Киномира» Демонтаж здания кинотеатра, которому уже больше 40 лет начался в городе.
12 июля 2018, 17:42
В Череповце после капремонта откроется современный игровой зал Строители сейчас ровняют и шпаклюют стены.
12 июля 2018, 10:56
В этом году дноуглубительные работы на Сухоне в районе Великого Устюга будут продолжены Технологии разработаны двумя проектными институтами и выполняются по графику
11 июля 2018, 15:20
В Череповце начинается строительство подходов ко второму мосту через Шексну Сейчас строители начнут переносить коммуникации в створе улицы Архангельской.

Другие новости рубрики «Власть»

19 июля 2018, 17:24
Мэр Череповца получила областной почетный знак «За образцовую службу» Награду вручил губернатор Вологодчины Олег Кувшинников.
19 июля 2018, 13:26
До 1 сентября 2019 года свои квартиры получат еще 32 обманутых дольщика Вологодского района Всего с начала года решен вопрос по 4 проблемным объектам, в результате чего восстановлены права 164 пострадавших граждан
18 июля 2018, 15:47
Долгострой Тотемского района инфекционный корпус ЦРБ откроет свои двери для пациентов в ноябре Инфекционное отделение, рассчитанное на 15 коек, состоит из 8 боксированных палат с сантехническим блоком.
13 июля 2018, 10:15
В правительстве Вологодской области задумались о трудоустройстве молодёжи В региональной базе стажировок заявлено более 1100 вакантных рабочих мест от 205 работодателей.
11 июля 2018, 11:11
234 вопроса решили депутаты череповецкой гордумы за первый сезон созыва Они также внесли несколько изменений в генеральный план развития города и привели в соответствие с законодательством устав Череповца.
10 июля 2018, 19:22
35 000 вологжан уже проголосовали за предприятия, участвующие в конкурсе «Мы выбираем, нас выбирают» В 18-м по счету конкурсе принимают участие более 160 предприятий.
Лента новостей
Rambler's Top100