Спасение Волго-Балта

Вопрос о реконструкции обветшавшего канала, состояние которого грозит чрезвычайными ситуациями, дозрел до стадии реализации.

Губернатор Вячеслав Позгалев обсудил с руководителем ФГУ «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» Владимиром Николаевым и начальником гидросооружений и судоходства Вытегорского района (филиал ГБУ «Волго-Балт») Андреем Семенихиным злободневную проблему реконструкции сооружений Волго-Балта от шлюза № 1 до шлюза № 6.

Вопрос о крайне плохом состоянии местных гидротехнических сооружений был поднят Вячеславом Позгалевым на одном из заседаний коллегии Минтранса. Инициатива губернатора была поддержана министром МЧС Сергеем Шойгу. Глава Минтранса Игорь Левитин, в свою очередь, дал поручение Агентству речного и морского транспорта о выделении средств на реконструкцию. Для сравнения: если пять лет назад на эти цели выделялось 25 млн рублей в год, то в 2010 году Вологодская область рассчитывает на 1,5 млрд рублей. Кроме того, на встрече поднимался вопрос социального обустройства поселков, где находятся гидросооружения. В том числе и необходимость строительства жилья.

На вопрос Вячеслава Позгалева о ситуации и объемах грузоперевозок на Волго-Балте Владимир Николаев ответил, что поток грузоперевозок сегодня восстановлен. По прогнозам, в этом году он достигнет уровня докризисного периода. В завершение встречи по поручению Левитина вологодскому губернатору был вручен юбилейный нагрудный знак 200-летия образования Управления водными и сухопутными сообщениями.

Напомним, Волго-Балтийский водный путь (ранее — Мариинская водная система) — это система каналов, рек и озер на северо-западе Российской Федерации, соединяющая Волгу с Балтийским морем. Проходит через Рыбинское водохранилище до Череповца, далее через Шексну, Белозерский канал, реку Ковжу, Мариинский канал, реку Вытегру, Онежский канал, Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и Неву. Мариинская водная система сооружена в начале XIX века (пущена 200 лет назад, в 1810 году). А после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера — не менее четырех метров, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 тонн. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем.

В лучшие времена грузооборот Волго-Балтийского водного пути неуклонно рос. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный концентрат на Череповецкий меткомбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на юг, в Санкт-Петербург и на экспорт; черный металл из Череповца, донецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли — для Северо-Запада и на экспорт. В танкерах с Волги шли нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Санкт-Петербург на Волго-Балтийский водный путь поступали импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении было немало туристских теплоходов (маршруты из Санкт-Петербурга в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь...).

В 90-х годах развитие пути прекратилось, а на поддержку Волго-Балта выделялась примерно лишь треть необходимого финансирования. В результате судоходный фарватер зарастал грунтом, обваливались укрепленные берега и местами габариты пути уменьшились вдвое. Пробки перед шлюзами давно стали главной бедой водного пути. Средний возраст судоходных сооружений Волго-Балта — 38 лет. Верхне-Свирскому шлюзу — 52 года, Нижне-Свирскому — 71 год, Волховскому — 78 лет, хотя нормативный срок работы таких объектов — 40 лет. Вологодчины это тоже касается напрямую. Ведь семь шлюзов Волго-Балта находятся на территории нашей области: шесть в районе Вытегры и один в Шексне. Особенно в плачевном состоянии вытегорский гидроузел. В основании шлюзовых построек — огромные трещины. Ворота шлюзов давно отработали свой срок. Инженеры, обслуживающие этот участок, а также сами речные перевозчики в один голос говорят: пропускная способность шлюзов исчерпана, система близка к краху и навигация по ней практически в любой момент может быть остановлена. Как заявил зам. гендиректора ГБУ «Волго-Балт» Геннадий Айзен, в нынешнем положении нельзя исключить возникновения любых чрезвычайных ситуаций: «Если что-нибудь случится, то всех зальет, будут человеческие жертвы, это вам не рынок в Москве, здесь все будет серьезно!»

Губернатор Вячеслав Позгалев уже много лет постоянно поднимает на федеральном уровне вопрос о необходимости реконструкции канала. Вопрос, как всегда, упирался в финансирование. Предлагалось, в частности, задействовать для этого средства из инвестиционного фонда страны. Много надежд возлагалось на механизм частно-государственного партнерства, или, как его еще называют, концессию. Минтранс даже готовил условия такого концессионного конкурса. Но время шло, Волго-Балт ветшал. И похоже, что государство дозрело до того, чтобы не медля начать эту реконструкцию, которая обойдется во многие миллиарды рублей.

Максим ГОРСТКИН

Другие статьи рубрики «Строительство»

Другие статьи рубрики «Власть»

Другие новости рубрики «Строительство»

Сегодня, 10:41
Судьбу Октябрьского моста в Череповце обсудили власти Специалисты предложили несколько вариантов проведения ремонта, которого сооружение требует уже очень давно.
19 апреля 2018, 13:07
Школу в Зашекснинском районе Череповца должны построить до конца 2018 года Сроки ввода в эксплуатацию учебного заведения объявят 19 апреля.
16 апреля 2018, 19:19
Деревянную церковь 18 века реставрируют в Тарногском районе Сейчас завершаются работы по воссозданию восьмерика — он был утрачен, как и шатер, главка и крыльцо.
14 апреля 2018, 18:48
Инженер, предлагавший сделать Октябрьский мост висячим, разработал понтонный мост через Шексну Более 50 лет назад Лев Делюсто представил свой макет будущего Октябрьского моста.
13 апреля 2018, 9:41
Два череповецких моста отремонтируют этим летом Начнётся также строительство третьей переправы.
2 апреля 2018, 11:48
«Северсталь Стальные Решения» поставили металлоконструкции для строительства двух спортобъектов У компании «Северсталь» большой опыт участия в строительстве спортивных сооружений.

Другие новости рубрики «Власть»

20 апреля 2018, 11:47
На вопросы жителей Лосты ответили участники мобильной приемной городской администрации Вологды Отдельный блок вопросов посвятили медицинскому обслуживанию.
9 апреля 2018, 18:13
«Свободного времени не будет»: начальник Департамента ЖКХ Череповца рассказал о своём новом заме Нина Буровская будет руководить отделом по эксплуатации территорий.
4 апреля 2018, 22:36
Владимир Путин подписал распоряжение о строительстве второго моста в Череповце В ближайшие два года на развитие Череповца будет направлено 3,7 миллиарда рублей.
27 марта 2018, 16:20
Почти 3 миллиарда рублей получит Великий Устюг на дороги, соцобъекты и другие проекты Глава региона подчеркнул, что будут продолжены работы по газификации поселений, берегоукреплению и дноуглублению на реках, а также строительству социальных и спортивных объектов.
26 марта 2018, 19:17
Имя нового начальника управления культуры Вологды будет известно до 5 апреля Николай Дьяков покинул пост, в том числе, из-за аукциона на приобретение дорогостоящего чучела Масленицы.
26 марта 2018, 16:41
Олег Кувшинников вручил удостоверения двум своим новым заместителям О новых назначениях глава региона сообщил 22 марта во время подведения итогов проекта «Команда Губернатора: Ваша оценка».
Лента новостей
Rambler's Top100